Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html
Шаблоны для Joomla 3здесь

С технической точки зрения цветовое пространство – это математический способ описания параметров точек изображения. Какие у точки в данном случае могут быть параметры? Ясно, что это яркость точки, её цвет и насыщенность цвета. Здесь сложного нет ничего – каждый из нас ещё в начальной школе строил примитивные графики, где точка А имеет координаты X и Y. Важно другое – по способу взаимодействия между этими параметрами цветовые пространства можно условно разделить на реальные и абстрактные.

Реальные цветовые пространства.

Их два – RGB и CMYK. Названия их составлены из первых букв основных цветов, из которых в этих пространствах получаются все другие цвета и оттенки: красный, зелёный, синий (RGB) и голубой, пурпурный, жёлтый (CMY). Единственное, о чём история умалчивает – это происхождение буквы K. Но это всё равно, важно, что это чёрный.

Почему они реальные? Да потому, что разрботаны для реальных выводных устройств – мониторов и печатных машин соответственно. В одном из них смешиваются краски, в другом – цветовые лучи. Соответственно, отсюда вытекают и различия между ними.

Пространство CMYK было сформировано при появлении цветной печати. Оно представляет собой выжимку из наработок художников, которые столетиями занимались тем, что смешивали краски для получения нужного цвета. Правда, их палитры включают в себя больше красок, но условия печати диктуются в значительной мере и экономистами, которые говорят, что для отображения всех цветов в мире достаточно и четырёх красок. А пространство RGB? По-видимому, оно появилось на свет вместе с цветным телевидением. Когда техника доросла до передачи цветного изображения, встал вопрос о том сколько цветовых лучей должно в этом участвовать. Я не знаю всех тут технических подробностей – почему, например, не пошли по пути CMY, но могу предположить, что законы смешивания цветовых лучей несколько иные. В самом деле: на экране мы ведь получаем яркий жёлтый цвет путём смешивания красного и зелёного луча, а что получится если смешать красную и зелёную краски? Я не пробовал, но полагаю, что это будет нечто серо-буро-малиновое. Впрочем, это не важно. Важно теперь установить то, как определяются цветовые координаты в этих двух пространствах. Что такое белая точка на экране? Это когда в этой точке сведены все три луча и лупят на полную силу. В числовом выражении максимальная интенсивность луча может быть 255. Следовательно координаты белой точки в RGB определяются как 255, 255, 255. А что такое белая точка в CMYK? Да это полное отсутствие красок, т.е. цвет бумаги, на которую наносится изображение. Отсюда и вытекает то, что свойства бумаги сильно сказываются на качестве печати. В числах количество краски в CMYK выражается от 0 до 100%, значит белая точка будет 0, 0, 0, 0. Далее, чёрная точка на экране – это когда он не светится – 0, 0, 0. Отсюда можно сделать вывод, что чем темнее экран в выключенном состоянии, тем лучше его цветопередающие свойства. А как отразить чёрный цвет на бумаге? Это либо максимальное количество цветных красок, либо, опять таки, максимальное количество чёрной. На практике применяется сочетание чёрной и цветных красок. Одними цветными глубокого чёрного не получишь, так что числовые значения могут быть различными. Фотошоп, например, по умолчанию выдаёт чёрный как 100, 99, 99, 85. Оттенки серого в RGB получаются путём смешения всех цветовых лучей в равных количествах. В числах это выражается например как 100, 100, 100, или же всё, что угодно между 0 и 255, в звисимости от яркости серого. А в CMYK? Здесь практика вносит свои коррективы – голубой краски для получения серого требуется примерно на 5% больше чем жёлтой и пурпурной. Ну, а чёрная краска, опять же, может присутствовать, а может и нет. Чем больше чёрного – тем темнее серый. В пространстве CMYK, благодаря наличию чёрного канала многие цвета можно получить или одними цветными красками, или же с добавлением чёрного. Иногда на практике это может давать определённые преимущества (например, чёрным можно регулировать яркость теней).

Все остальные цвета создаются, путём смешивания задающих красок: красной, зелёной, синей – в RGB, голубой, пурпурной, жёлтой и чёрной – в CMYK. Можно открыть палитру “цвет” фотошопе и поэксперементировать с получением того или иного цвета, наблюдая при этом как изменяются числовые координаты. А ещё лучше загрузить какое-нибудь изображение, поводить по нему курсором и посмотреть на палитру “инфо”. При коррекции цвета это очень даже может пригодиться, и совсем необязательно знать координаты всех цветов. Достаточно понимать, что нормальный цвет лица человека при печати определяется жёлтой и пурпурной красками, а цвет зелёной растительности – голубой и жёлтой и т.д. Обязательно нужно знать цвета, взаимоуничтожающие друг друга:

красный(R) – голубой(C) ;
зелёный(G) – пурпурный(M) ;
синий(B) – жёлтый(Y).

Что получается? Слева находятся задающие краски RGB, справа им противостоят краски CMY. Вот это – очень важный момент, потому что из этого следует: противостоящие цветовые каналы изображения в пространствах RGB и CMYK похожи друг на друга. Взять, допустим, цвет зелёной растительности: чтобы на экране мы увидели зелёный цвет, зелёный канал должен быть светлым в соответствующем месте изображения, чем светлее – тем меньше препятствие для зеленого луча. Соответствующий ему пурпурный канал в CMYK тоже в этом месте должен быть светлым, потому что пурпурный цвет убивает зелёный, поэтому его количество при нанесении на бумагу должно быть минимальным. Различие между каналами обуславливается наличием в CMYK чёрного канала.

Обо всём этом ещё будет разговор по ходу дела, а последнее, что в данном контексте уместно сказать о реальных цветовых пространствах – это зависимость насыщенности цвета от яркости. Ну, это каждый может сообразить: если увеличивать яркость изображения без увеличения насыщености (например, это можно сделать регулятором яркости монитора), то это всё равно, что разбавлять при печати краски водой, и наоборот – при снижении яркости цвета выглядят насыщеннее. Таким образом, цветовые координаты в RGB и CMYK отображают одновременно значения и яркости, и насыщенности, что несколько осложняет их использование. Гораздо проще ориентироваться в координатах абстрактных цветовых пространств, и о них самое время сказать пару слов.

Абстрактные цветовые пространства.

На жаргоне специалистов они называются, по-моему, академическими. Из их числа можно назвать такие пространства, как HSB (цветовой тон, насыщенность, яркость), XYZ (не знаю, как расшифровывается) и ещё их там придумали целую кучу, неизвестно с какой целью. Здесь речь пойдёт о пространстве Lab, которое фотошоп поддерживает и, следовательно, оно доступно для использования.

В RGB и CMYK количество каналов соответствует числу задающих цветов, и каждый канал регулирует насыщенность и яркость соответствующего цвета. Иначе при выводе на отображающие устройства и быть не может. А вот каналы абстрактных пространств могут раздельно задавать яркость и цвет (а иногда и насыщеность). В частности, пространство Lab состоит из трёх каналов, которые ничего общего не имеют с каналами RGB или CMYK. В нём канал L отвечает исключительно за яркость точек, а каналы a и b задают цвет и насыщенность. В канале a противостоят друг другу пурпуный и зелёный цвета, в канале b – жёлтый и синий. Яркость в канале L может принимать значения от 0 (чёрная точка) до 100 (белая точка). Числовые же значения цветовых каналов могут находиться в пределах от -128 до +127. Положительным значениям соответствует пурпурный (a) и жёлтый (b) цвет, отрицательным – зелёный (a) и синий (b). Чем больше число – тем сильнее насыщенность. На практике насыщенность реальных цветов едва ли достигает половины конечных значений. Нулевой точке в каналах a и b соответствует всё, что цвета не имеет – это чёрный, серый и белый одновременно. Вот такие парадоксы. Такой способ задания параметров приводит к появлению цветов, которые не только не вписываются в цветовой охват монитора, но и вообще не имеют аналогов в действительности. Например, при яркости 0 точка может иметь цветовые значения, допустим +30a, 0b. Это говорит о том, что абсолютно чёрный объект приобретает каким-то образом пурпурный цвет. Вот в этом и заключается абстрактность. Хотя, как сказать. Ведь наше воображение работает по такому же принципу. Допустим, человек идет в темноте и угадывает впереди себя дерево. Глазами он видит только тёмные очертания, а воображение помимо воли воспроизводит цвет зелёной листвы.

Основное назначение академических пространств – служить цветовыми эталонами. Ну а нас, простых пользователей, пространство Lab может заинтересовать во-первых, как дополнительный мощный инструмент коррекции, а во-вторых, как я уже говорил, его координаты гораздо удобнее в использовании при контроле цвета. Например, при отслеживании постороннего оттенка в изображении достаточно поводить курсором по нейтральным областям, наблюдая при этом за числами в каналах a и b – всё, что близко к 0 (в пределах плюс-минус 5) является нейтральным. Labу ведь по барабану – белое оно, серое или чёрное. Если же числа значительно отличны от 0, то это говорит о наличии постороннего оттенка и необходимости вмешательства. Но об этом тоже в своё время.

Цветовые профили.

Понятие “цветовой профиль” имеет смысл исключительно в реальных цветовых пространствах. В самом общем значении цветовой профиль – это маленький файлик, в котором заключены настройки выводных устройств для правильного отображения цветового пространства, для которого они созданы. Дело в том, что в отличие от однозначных абстрактных, реальные цветовые пространства имеют множество разновидностей. Что касается пространства CMYK, здесь всё достаточно ясно – эти разновидности связаны с различными условиями печати и это продиктовано необходимостью, ведь эти условия меняются в зависимости от вида печати, бумаги, состава красок и т. д. Профили CMYK и создаются с целью корректировки этих переменных.

Но нас, фотолюбителей, прежде всего интересуют профили RGB. На мой взгляд, ситуация здесь чрезмерно усложнена и запутана тем, что во время становления цифровых технологий, там, за океаном, этих RGB-пространств насоздавали множество. В этом принимали участие как производители ПО и оборудования, так и простые пользователи. За прошедшее время ситуация несколько стабилизировалась – большинство пользователей использует сейчас довольно ограниченное количество цветовых пространств, но путаница осталась и будет продолжаться ещё какое-то время, видимо до тех пор, пока не будет разработано единое пространство для мониторов и, самое главное, чтобы оно было признано единым ведущими корпорациями типа Майкрософт и Адобэ. А пока, к сожалению, они идут каждый своим путём. Достаточно сказать, что у винды своё пространство – sRGB, и других она попросту не признаёт, в Маках принято пространство Apple RGB, производители мониторов создают для них свои пространства, установка которых может приводить к конфликтам и неправильному отображению цветов. В общем дуристика полная, но речь пока не об этом.

Условно те пространства, которые в ходу у большинства пользователей, можно разделить на широкоохватные и узкоохватные (сравнительно, конечно). К узкоохватным относятся упомянутые уже sRGB и Apple RGB, а также ColorMatch RGB. Из широкоохватных можно упомянуть ProPhoto RGB и Wide Gamut RGB. Промежуточную позицию между ними занимает пространство Adobe RGB. Так чем же они отличаются друг от от друга? Самое главное, конечно же, цветами и их количеством. Весь фокус в том, что при одинаковых цветовых координатах в различных пространсвах RGB мы имеем разные цвета. Взять, например, предельно красный цвет с числовыми значениями 255, 0, 0. В пространстве sRGB этот цвет один (в Lab он имеет значение 54L, 81a, 70b), а в более широкоохватном Adobe RGB это более яркий и насыщенный цвет со значениями Lab 63L, 90a, 78b (вот что значит эталонное пространство). Таким образом первичный красный цвет sRGB в пространстве Adobe RGB становиться всего лишь одним из тысяч оттенков красного. Соответственно, чем шире у пространства цветовой охват, тем больше оттенков и тем больше общее количество цветов. Вот эта информация и заключается в цветовых профилях, которые хранятся в папке C/Windows/System32/spool/drivers/color. Название файлов профилей, как правило, соответствует названию цветовых пространств, которые они определяют. Вместе с фотошопом их устанавливается больше десятка.

Ну и ещё цветовые пространства характеризируются таким понятием, как гамма. На языке спецов параметр гамма определяет, где находится в цветовом пространстве точка 50%-ного серого. Нам же, простым людям, достаточно знать, что гамма отвечает за яркость средних тонов. Теоретически гамма может принимать значение от 1 до 3. Практически же во всех известных пространствах она имеет значение либо 1,8, либо 2,2. У виндозовского родного пространства sRGB гамма 2,2; на маках, в пространстве Apple RGB, она равна 1,8. Величины, отличные от принятых в операционных системах попросту неуместны. В фотошопе же величину гаммы можно изменять. Пространства с меньшим значением гаммы программа воспринимает как более светлые. Эту возможность можно с успехом использовать при коррекции, научившись пользоваться командами - “Назначить профиль” и “Конвертировать в профиль”.

Эти команды находятся в фотошопе в меню “Редактирование” рядом с командой “Настройка цветов”. От правильного понимания существа этих команд зависит процентов на 30 успешное управление управление цветом. Остальное – от проделанной цветокоррекции, которая, по сути, тоже является элементом управления цветом.

Итак, допустим пока, что настройки фотошопа не изменялись. По умолчанию в нём в качестве рабочего принято пространство sRGB, то-есть это совпадает с цветовым пространством винды (если, конечно, там тоже ничего не менялось). Теперь нужно открыть в фотошопе какое-нибудь изображение. Лучше конечно со своей мыльницы, т. к. болшинство фотоаппаратов (кроме самых продвинутых) тоже работают в пространстве sRGB. При совпадении профилей фотошоп откроет изображение, не задавая вопросов. Теперь в главном меню выбрать пункт “Редактирование” и в нём строку “Назначить профиль”. В появившемся окне внизу из выпадающего списка для наглядности нужно выбрать более широкоохватное пространство, например Adobe RGB. Если стоит галочка в строке “Просмотр”, то сразу же будут видны изменения – картинка станет ярче и немного расцветится. Теперь можно выбрать профиль с меньшим значением гаммы, например Apple RGB. Изображение заметно осветлится. Цвета при этом никак не изменятся, т. к. цветовой охват в sRGB и Apple RGB одинаков. Так что же происходит с изображением при назначении ему профиля другого цветового пространства? Ответ: ничего! Само изображение не изменяется, меняется его интерпретация на экране. То-есть, числовым значениям цветов изображения присваиваются цвета назначаемого цветового пространства – если с большим охватом, то цвета станут ярче и насыщеннее, если охват меньший – наоборот картинка станет более тусклой. Тоже самое происходит при изменении гаммы – средняя точка яркости переносится к светам или теням (в зависимости от значения), в результате чего изображение осветлится (если назначаемое значение меньше) или наоборот станет темнее (если значение назначенной гаммы больше чем исходной). Если быть точным, то кое-какие изменения в изображении всё же произойдут: программа встроит в него вместо существующего профиля профиль назначенного пространства для правильного отображения вне фотошопа. И ещё одна тонкость – в списке профилей, которые можно назначить, отображаются только профили RGB пространств. Оно и понятно – чтобы перевести изображение в пространство отличное от RGB нужно изменить его каналы, и для этого применяется команда “Конвертировать в профиль”.

Что значит конвертировать в другое простраство? Неважно, будь это разновидность RGB, CMYK или Lab, при конвертации происходит пересчёт цветовых координат на новые значения. При этом внешне изображение должно остаться неизменным, по крайней мере насколько это возможно. А возможно это не всегда. Начинающих пользователей производители ПО стараются не утомлять такого рода тонкостями, но на самом деле всё это очень важно. Если бы все пространства имели одинаковый цветовой охват, то проблем бы не возникло – достаточно просто пересчитать цвета на новые числовые значения и всё. Проблемы возникают когда в пространстве назначения отсутствуют некоторые цвета, имеющиеся в изображении. Какой же выход? Однозначного ответа здесь нет. В попытке надуть судьбу прозводители фотошопа предлагают нам несколько способов конвертации. При выборе в меню “Редактирование” команды “Конвертировать в профиль” откроется окно, в котором нужно выбрать целевое пространство. Помимо этого, внизу, под заголовком “Параметры преобразования” есть две выпадающие строки. Первая – модуль (адобовский или виндозовский – значения не имеет), вторая же предлагает выбрать один из четырёх методов конвертации – это относительный колориметрический, абсолютный колориметрический, перцепционный или же насыщенность. Коротко о каждом из методов.

Относительный колориметрический метод предполагает пересчёт цветовых значений относительно эталонного пространства (Lab), при этом цвета, отсутствующие в пространстве назначения заменяются ближайшими. Этот метод среди специалистов считается самым корректным.

Абсолютный колориметрический метод использует при конвертации какой-то своеобразный алгоритм пересчёта непосредственно из пространства в пространство, несуществующие цвета при этом так же подгоняются. При этом никак не контролируется пересчёт чёрной и белой точек, вследствие чего изображение после конвертации может выглядеть темнее или светлее.

Перцепционный метод – это попытка передать отсутствующие цвета за счёт понижения насыщенности. Замысел такой: чтобы сохранить в пространстве назначения все оттенки, резко понижается их насыщенность. Если бы этот метод работал избирательно, то-есть воздействовал бы только на те цвета, которые заведомо не влезут в цветовой охват, то ему бы цены не было. А так приглушаются все цвета в изображении. Если на мониторе это не очень заметно, то на качестве отпечатка сказывается довольно существенно. Я столкнулся с этим при попытке редактирования профиля принтера с помощью плагина Color Darkroom. Дурацкая затея. Изменения в профиль внести можно, но они отражаются почему-то только при перцепционном методе конвертации, поэтому отпечатки выглядят тускловато. Добиться необходимых изменений при печати можно и более простыми методами.

Последний способ конвертации – насыщенность – вряд ли кого-нибудь заинтересует всерьёз. Он вообще не предназначен для точной передачи цветов. Сотрудники Microsoft рекомендуют использовать его при конвертации диаграмм и графиков.

Повторю ещё раз, что все эти методы – попытка объять необъятное. Если в изображении есть цвета, котрые отсутствуют в пространстве назначения, то никакой метод не поможет их туда привнести. Специалисты в таких случаях применяют всяческие уловки и хитрости, но они ведь работают в основном с рекламными изображениями, где цвета буквально должны кричать и не выходить при этом за пределы охвата четырёхцветной коммерческой печати. Нам же, любителям, такие проблемы не страшны – у струйных принтеров охват пошире, да и бумагу мы используем более качественную.

Следует обратить внимание и на параметры, находящиеся немного ниже. Первый из них – “компенсация чёрной точки” – это поправка на чёрный, которая нужна для того, чтобы не потерять детали изображения в тенях, особенно при конвертации в CMYK, где чёрная точка определяется иначе нежели в мониторных пространствах. Если выбран абсолютный колориметрический метод, этот параметр становится недоступным. Второй параметр – “дизеринг” включают при конвертации изображений, в которых присутствуют градиенты. При этом в изображение привносится небольшой шум, который сглаживает переходы между оттенками. Если работать только с фотографиями, то его нужно включать при наличии на снимке обширных областей неба. Дело в том, что в небе, в каком бы виде оно не находилось, присутствует множество оттенков, невидимых, благодаря очень плавным переходам между ними. Если же такое изображение конвертировать в Lab, подвергнуть его там достаточно сильной коррекции и конвертировать обратно, то эти переходы могут обозначиться в виде явно выраженных полос. Впрочем этого может и не произойти, но галочку в строке “дизеринг” на всякий случай лучше поставить.

Всё изложенное выше на этой странице – необходимый минимум, для того чтобы не путаться в заумных формулировках и терминах. Само по себе к управлению цветом оно имеет отношение весьма посредственное. Зато теперь самя пора поуправлять нашим цветом вплотную.

Управление цветом.

Управление цветом – это ряд действий, направленных на то, чтобы максимально сохранить точность цветов изображения при переводе его с одного устройства вывода на другое. Точнее сказать с одного типа носителя на другой. Точного алгоритма здесь никто дать не может, речь, скорее, идёт о выработке собственной стратегии, зависящей от личных предпочтений, параметров используемого оборудования, типа бумаги и т. д. Мне бы хотелось затронуть общие вопросы, касающиеся управления цветом, с которыми каждый, кто настроен серьёзно, рано или поздно столкнётся (лучше, конечно, рано, но поздно тоже сойдёт).

Выбор рабочего пространства.

Для того, чтобы выбрать рабочее пространство в фотошопе, нужно зайти в меню “Редактирование” и выбрать пункт “Настройка цветов”. В открывшемся окне под заголовком “Рабочие пространства” находятся выпадающие списки, в которых можно выбрать рабочие пространства для всех режимов работы. Верхняя строка – настройка пространства RGB.

Рабочее пространство RGB – это пространство, цвета которого временно (пока открыт фотошоп) как бы замещают системные. По сути фотошоп берёт на себя полностью функцию управления цветом.

Кстати сказать, сама винда этого делать не умеет. Во-первых она не знает никаких других цветов кроме sRGB. Чтобы убедиться в этом достаточно сохранить изображение с каким-либо другим назначенным профилем, отличным от sRGB и заглянуть в его системные свойства (щелчок правой кнопкой по значку изображения – “свойства”). В строке “представление цвета” будет надпись “не откалибровано”. В то же время профиль sRGB распознаётся безошибочно. Здесь достаточно того, что система правильно отображает изображения со встроенным профилем, используя его цвета. Это уже для неё выше крыши. Поэтому, если изображение редактировалось в пространстве, отличном от sRGB, его перед сохранением в формате jpg необходимо либо конвертировать в sRGB, либо при сохранении оставить его родной профиль (такая ситуация может возникнуть, например, при создании собственной картинки для рабочего стола). Если же изображение предполагается использовать в сети, его обязательно нужно конвертировать в sRGB.

Во-вторых ОС не умеет, как фотошоп, ни конвертировать из пространства в пространство, ни назначать профили других пространств. Что произойдёт если в качестве системного назначить какой-либо другой профиль? Теоретически это можно сделать. Для этого нужно войти в свойства экрана и там дополнительно добраться до вкладки “Управление цветом”. В открывшемся окне будет по умолчанию установлен или профиль sRGB, или вообще ничего не будет, что для системы равнозначно. Если установлена Виста, то на вкладке “Подробно” находятся дополнительные параметры, которые, впрочем, сути дела не меняют – Виста управляет цветом точно так же как и XP-ишка, то-есть никак. Так что же будет если установить профилем по умолчанию, допустим, Adobe RGB? По логике вещей должно произойти следующее. Система заменяет свои цвета на те, которые заключены в новом профиле. В соответствии с этим изменится отображении графики на экране – цвета должны стать ярче и насыщенее. При этом неплохо бы устроить так, чтобы система сопоставляла свои цвета с цветами профиля изображения и производила временную конвертацию для просмотра. Но на практике, увы, всё происходит наоборот – чем шире цветовой охват у профиля, принятого по умолчанию, тем тусклее отображается картинка. Мало того, фотошоп теперь тоже не в состоянии вернуть изображению его цвета, ведь он берёт их в том виде, в котором преподносит ему система. То же самое происходит и с гаммой – чем меньше её значение, тем темнее изображение и наоборот. Почему так происходит остаётся лишь догадываться (или спросить у дяди Билла), но факт остаётся фактом – самостоятельно управлять цветом система не умеет. И этот факт во избежание неприятностей нужно держать в уме. Вопрос теперь следующий – а стоит ли вообще устанавливать в систему какой-либо другой профиль, отличный от sRGB? Моё мнение – нет, не стоит. Может быть, исключение составляют подстроечные профили, созданные утилитами, наподобие Adobe Gamma или калибраторами. Или же это могут быть профили производителей мониторов. Насчёт этого могу только сказать, что пробовал установить заводской профиль к одному из своих мониторов. Отображение при этом никак не изменилось, зато стал при запуске матюкаться фотошоп – дескать, не может он распознать цветовое пространство монитора.

Выбор рабочего пространства на самом деле не так уж и сложно сделать, тем более, что практически он невелик – с установками по умолчанию фотошоп в выпадающем списке предлагает всего 5 пространств. На практике же большинство пользователей сейчас работают либо в sRGB, либо AdobeRGB. Насчёт sRGB специалисты говорят, что оно слишком уж узкоохватное и рекомендуют использовать для печати на струйном принтере всё же Adobe RGB. От себя могу сказать, что это утверждение верно лишь отчасти. Если в изображении есть элементы компьютерной графики (яркие заливки, градиенты и т.п.), то конечно здесь уместнее использовать Adobe RGB. Что же касается реальных фотографий, то они в абсолютном большинстве не имеют таких цветов, которые бы вылезли за пределы sRGB. Я специально пробовал конвертировать в sRGB самые яркие изображения (свои любительские, конечно), отредактированные в пространстве Adobe RGB, при этом они в цвете явно ничего не теряли. Я же говорю, здесь всё зависит от личных предпочтений. Я чаще всего обрабатываю фотографии в sRGB и мне достаточно его цветов. Кто предпочитает слишком кричащие цвета или работает над всякими там коллажами – можно выбрать пространство Adobe RGB, а можно и ещё цветастее. Здесь нужно понимать, что чем красочнее рабочее прстранство, тем легче выйти за пределы охвата печати. В частности то же Adobe RGB имеет первичный зеленый, выражающийся в числовых значениях Lab -128a, 87b. Не знаю кому может понадобиться такой цвет, но при обработке фотографий с обширными зелёными областями нужно быть осторожным, иначе за эти самые пределы можно даже не выйти, а вылететь. Тогда на отпечатке может получится вместо дерева большая зелёная клякса.

Кроме этого, если нажать кнопку “Больше параметров”, то в списке пространств RGB появятся все профили, установленные в папке “color”. Можно выбрать из них, если есть желание поэксперементировать, а можно даже создать собственное пространство. Для этого нужно выбрать строку “Заказной RGB”. В открывшемся окне можно менять основные цвета, гамму, белую точку и т.д. При этом за основу берётся профиль, стоявший непосредственно перед этим. Созданное новое пространство можно сохранить в виде профиля, выбрав в том же выпадающем списке строку “Сохранить пространство RGB”.

Остальные параметры в этом окне большого практического интереса не представляют. Здесь можно задать поведение программы при открытии файлов, профиль которых не совпадает с рабочим пространством. По умолчанию фотошоп выдаёт при этом диалоговое окно, в котором предлагается оставить изображению его профиль, конвертировать в рабочее простраство или же отменить управление цветом. При желании этот диалог можно отключить, выбрав при этом желаемое действие. Далее идут уже знакомые параметры конвертации. Они действуют когда конвертация в CMYK или Lab осуществляется из меню “Изображение” командой “Режим”. И, наконец, в самом низу находятся ещё две строки в которых при желании можно поставить галочки. В первой можно уменьшать по желанию насыщенность цветов монитора, вторая строка отвечает за параметры смешения красок (это если рисовать в фотошопе). Ну и, наконец, в самом низу находится окно подсказок по всем параметрам.

Управление цветом при печати.

Вот это уже теплее. Предположим, что имеется обработанная фотография, которую необходимо напечатать. Окно настроек печати открывается из меню “Файл”. Здесь все интересующие нас параметры собраны в правой части окна. В первую очередь нужно верхний переключатель установить в положение “Документ”, при этом в скобках отобразится профиль документа. Ниже расположены три выпадающие строки, в которых нужно выбрать: во-первых кто будет управлять цветом при печати – фотошоп или принтер, во-вторых профиль принтера, ну и определить параметры конвертации изображения в цветовое пространство принтера. Ещё одна группа параметров, связанных с цветом, расположена под окном предварительного просмотра – если поставить все три галочки, фотошоп покажет какие цвета выпадают из охвата принтера и проимитирует поправку выбранного профиля на белую точку бумаги.

Чтобы добраться до настроек драйвера принтера нужно нажать кнопку “Параметры страницы”. Не знаю как у других принтеров, а у всех любительских Epsonов окно настроек выглядит почти одинаково. Интересующие нас параметры управления цветом расположены справа в виде переключателя (нужно добраться до расширенных настроек драйвера, а не тех, которые предлагаются по умолчанию для новичков). При печати из фотошопа этот переключатель нужно установить в положение ICM. При этом станет доступным еще один важный параметр – “Выкл. (без цветокоррекции)”. Подробнее о нём немного ниже, сейчас скажу только, что ставить галочку в этой строке далеко небезопасно.

Теперь подробнее о настройках печати в фотошопе. В первой выпадающей строке нужно однозначно выбрать, что цветом управлят фотошоп. Это даже и объяснению не подлежит. Массу же вопросов и споров вокруг любительской печати порождает выбор профиля принтера. И нужно сказать, небезосновательно, поскольку связано это с несогласованностью действий производителей соответствующего ПО (либо же с откровенным их наплевательством на простых пользователей). Здесь опять таки нужно разобраться дотошнее.

Я не зря привёл выше вставку о том, как любимая всеми ОС “управляет цветом”. Всё дело в том, что управление цветом фотошопа при печати заканчивается конвертацией изображения в выбранный профиль принтера. Делает он это вполне корректно и согласно с выбранным пользователем методом конвертации. Всё! После этого наш файл попадает в лапы системы и фактически далее управляет цветом она. В чём же это управление заключается? Очень просто – система приведёт изображение в соответствие со своими цветами и гаммой. Результат налицо – пользователь видит на оттиске лишь жалкое подобие того, что на экране. На этом этапе у многих и появляется мысль о калибровке, хотя калибровать что-либо ещё преждевременно и совершенно бессмысленно.

Технически суть этой проблемы понять несложно. Изображение выходит на печать конечно же не в том виде, каким мы видим его на экране, а в виде двоичной информации, в которой отсутствуют сведения о цветовом профиле. Так как и фотошоп, и принтер работают на базе операционной системы, то хочешь – не хочешь она становится посредником между ними. Видимо сбой в цветопередаче происходит при интерпретации системой двоичной информации изображения перед выводом его на принтер, а может здесь участвует и драйвер принтера со своей функцией предпросмотра перед печатью, точно не знаю. Знаю только, что если печать осуществляется без посредничества системы (к примеру напрямую с фотоаппарата, если он поддерживает такую функцию), то цветопередача ничуть не страдает. Но ничего путёвого так, конечно же, не напечатаешь. Что ж – посредники, как известно, всегда берут свою мзду.

Особого внимания заслуживают и профили, предназначенные для принтеров. Нужно чётко понимать, что для любого принтера родным является пространство CMYK и никак иначе. В профессиональных принтерах так и есть. В то же время профили, прилагающиеся к нашим любительским принтерам интерпретируются как RGB. Так какое же пространство они в себе несут? Да ни то, ни другое. Конвертация в CMYK перед печатью осуществляется в любительских принтерах автоматически, без нашего участия. Сами же профили заключают в себе некий набор цветов, зависящий от того при каких условиях профиль был создан и для каких условий печати он предназначен. Например, самое простое – отключалась ли полностью цветокоррекция принтера при создании профиля? Если да, то при печати её также следует отключать, если же нет – галочку в строке “Выкл.” в окне драйвера принтера ставить нельзя, иначе на выходе получится ерунда. Что касается назначения принтерных профилей, то оно бывает разное. В большинстве случаев профиль создаётся для внесения цветовой поправки на качество конкретного типа бумаги, т.е. бумага может быть немного синеватой или, наоборот, желтоватой, или же одна какая-то краска впитывается в неё сильнее других и получается цветовой “перекос”. Вот здесь и нужен, так сказать, “именной” профиль для более точной цветопередачи. Некоторые же профили создаются производителями принтеров с целью “улучшить” те посредственные изображения, которые мы получаем цифромыльницами. Ни о каком существенном улучшении речи, конечно же, и быть не может – здесь просто попытка компенсировать недостаток яркостного контраста и насыщенности, что подходит далеко не всем изображениям. Epsonы, как я заметил, особенно любят насыщать красные тона, чтобы на отпечатке цвет лица выглядел более привлекательно. Такие профили создаются “для красоты”, чтобы любой человек, не вникая ни в какие там подробности, мог получить более – менее приемлимый отпечаток. Идея похвальная, но о точной цветопередаче здесь, конечно, уже и речи быть не может.

Но самым главным недостатком принтерных профилей является то, что ни один из них (мне, по крайней мере, такие не попадались) не компенсирует вмешательство операционной системы при печати. Причины мне опять-таки неизвестны. Может быть они создаются на платформах других ОСей, а может наоборот – нечто усреднённое делается для разных операционок. Как бы там ни было, для пользователей Windows затруднения налицо.

Но выход из создавшегося тупика есть, и даже несколько. Первый из них, самый простой и достаточно эффективный, предлагают по умолчанию создатели фотошопа. Если после установки фотошопа не менять рабочее пространство (а там по умолчанию установлено sRGB), то при печати в качестве профиля принтера по умолчанию назначается профиль рабочего пространства (т.е. тот же профиль sRGB).

Так и получается во многих случаях – пока начинающий юзер не лезет куда не надо, с цветопередачей у него в основном всё в порядке, а качество отпечатков хромает по причине недостатка опыта в редактировании изображений (говорят же, что цветокоррекция – занятие не для слабонервных). Такое положение его конечно же не устраивает, он ищет причину где угодно – в специальной литературе из серии “для чайников” или же на форумах в интернете, но только не в своём умении. И “причины” находятся в изобилии – это и узкоохватность sRGB, и плохая калибровка, и отсутствие специальных профилей, и ещё много чего. В итоге начинается “игра в профили”, которая кого угодно может повергнуть в отчаяние, потому что результат только ухудшается. А вернуться назад, не понимая некоторых нюансов, удаётся не всякому.

При таком раскладе системе просто не во что вмешиваться и она пропускает изображение на печать, не привнося в него отсебятины. Рабочее пространство, в общем-то, может быть любое. Самое важное здесь – совпадение профиля принтера и системного профиля монитора, что приводит к нейтрализации “посредника”.

Опубликовано AntareStudio